Сериалы как сопротивление сепарации
или долгие проводы - лишние слезы
Сериалы как явление возникли довольно давно. Мыльные оперы стали популярными еще в 30-х. Но качественный сериал, нашедший себе устойчивую форму, появился совсем недавно, буквально в последние годы.

Я говорю о формате, стихийно сложившемся в последнюю пятилетку - циклы примерно по 10 серий, как правило, около 3 сезонов. "Фарго", "Вершина озера","Настоящий детектив", "Оставленные".

Меня всегда интересует - что было мотивом для создания того или иного продукта? И что говорит нам этот продукт о нашем времени? Мне кажется, сериалы появились для того, чтобы мы могли не расставаться с полюбившимися героями фильма. Вы знаете это чувство, что возникает у нас при просмотре финальных титров хорошего фильма - эх, как жалко, хочу еще? Создатели сериалов будто идут нам навстречу и дают добавки.

Расставание предотвращается или затягивается. И это вполне соответствует происходящему в семьях - сепарация, или иными словами, вылупление молодых людей из семьи, все чаще либо надолго откладывается, либо вообще не наступает.
вглубину
Кто первым начал - не знаю: то ли сериалы провоцируют и поддерживают изменения в общественном устройстве, то ли, наоборот, отражают.
Кто первым начал - не знаю: то ли сериалы провоцируют и поддерживают изменения в общественном устройстве, то ли, наоборот, отражают.

Любой психоаналитик скажет вам, что эта самая сепарация-индивидуация - единственный инструмент развития. Собственно, психо-сексуальный или эмоциональный рост личности и есть последовательная сепарация, шаг за шагом. Иными словами, именно работа горя при расставании с важными людьми создает то неотъемлемое внутри человека, что никогда не исчезнет, и таким образом формирует его зрелость. Или еще иначе: личность создается нехваткой. Сериалы же, как мамка-наседка, моментально устраняют любую нехватку дитяти, не давая ему пережить противоречивые чувства, которые могли бы расширить объем его души и таким образом сделать его великодушным, то есть, взрослым.

А если даже не моментально - то все же оставляют ему обещание, как Карлсон: он улетел, но обещал вернуться. Никогда не знаешь, будет ли еще сезон любимого сериала. Как это отличается от окончательного решения покинуть отчий дом в прямом и символическом смысле! Обряд инициации в архаическом обществе носит необратимый характер: один человек умирает, на его месте рождается другой, с другим именем и не имеющий матери. Зачем это нужно? Чтобы иметь возможность построить свой дом и свой мир. Именно поэтому подростков и юношей так привлекает пост-апокалипсис:
"Весь мир насилья мы разрушим,
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, —
Кто был ничем, тот станет всем".

Каждый молодой должен устроить революцию. Но если в древнем обществе старшие были согласны с инициацией и сами устраивали ее для отпрысков, то нынче они ей сопротивляются как могут. А детям так жалко родителей, что они просто не могут решиться так жестоко их ранить. В итоге кошке режут хвост по частям и ситуация превращается во взаимное мучительство, часто на всю жизнь.

И как часто второй-третий сезоны превращаются в жалкое зрелище - точно как мать взрослого сына, пытающаяся играть в старые игры, отрицающая ход времени. В общем, лучше б я не смотрела 2 и 3 сезоны сериала "Оставленные"* - попрощавшись с ним после 1 сезона, у меня остались бы намного более хорошие воспоминания. А эти воспоминания и есть - хороший объект внутри нас, который нам строить и жить помогает. Строить и жить в своем, а не родительском, мире.